Айрширская колдунья (vapochka) wrote,
Айрширская колдунья
vapochka

Монахология (предисловие Красинского-1)



ЗАМЕТКИ ПЕРЕВОДЧИКА

Слова, предваряющие эту книгу, были написаны выдающимся австрийским натуралистом в те годы, когда император Иосиф II вел борьбу с беззакониями и несправедливостями, за много веков в огромном количестве скопившимися в его владениях. Но проводимые им реформы и планы всеобщего усовершенствования встретили серьезное препятствие в лице млекопитающих, относящихся к роду «монах», бесчисленные разновидности которого наводняли все города и почти все села страны. Тогда он попытался частично уничтожить этих опасных тварей, а частично сделать хотя бы некоторые их виды безвредными и даже превратить их в полезных домашних животных. Учитывая эти обстоятельства, автор рассчитывал на скорое исчезновение этих существ с лица земли, но его упованиям было не суждено сбыться; как известно, этот титанический труд оказался не под силу венценосному реформатору, и даже полагают, что кончина последнего была вызвана болезнью, возникшей у него от укуса одного из самых ядовитых представителей этого рода. Тем не менее, некоторое время многие считали, что эта цель будет все равно достигнута в силу действия других причин, а именно, сильнейших бурь и потрясений, охвативших европейский континент после смерти императора. Иосиф II частично истребил genus monachorum, а оставшихся его представителей укротил настолько, что они стали совершенно безвредны, а некоторые разновидности стали ручными, как невинные агнцы; с тех пор уже не было оснований препятствовать им продолжать свое существование, за исключением того, что они даром поедали свой хлеб.

Наш автор полагал, что genus monachorum ожидало скорое исчезновение, подобно мамонтам, мастодонтам, ящерам и другим допотопным тварям; его мнение разделяли все натуралисты того времени, и те события, которые имели место после опубликования его труда и на которые я ссылался ранее, казалось, полностью подтверждали правоту его взглядов на этот важнейший вопрос. Однако в наше время положение полностью изменилось; явления, которые мы ежедневно наблюдаем, свидетельствуют о том, что genus monachorum не только не исчез, но, напротив, быстро восстанавливается в числе по всему земному шару, и, по видимому, в особенности процветает на нашем счастливом острове. Что примечательно, среди ирландцев бытует мнение, будто на их изумрудном острове не может жить ни одно ядовитое пресмыкающееся; но вопреки этому утверждению, которое ирландцы полагают за непреложную истину, наиболее вредоносные разновидности genus monachorum так и не удалось изгнать с ирландской земли, несмотря на все усилия правительства и некоторых могущественных организаций. Сейчас вышеупомянутый остров просто кишит монахами, число которых непрерывно растет, при этом они причиняют там больше зла, чем недавно обнаруженное насекомое, о котором раньше никто и слыхом не слыхал; натуралисты называют его aphis vastator и именно его считают причиной картофельной гнили. Переводчик этого небольшого, но очень важного труда изучил описанный в нем любопытный, но опаснейший класс млекопитающих не только по книгам и музейным экспонатом, но, и, что важнее всего, имел немало возможностей наблюдать это животное в природе. По этому он берет на себя смелость сделать несколько собственных замечаний об этом предмете и указать на некоторые факты, укрывшиеся от внимания ученого автора этого труда.

Едва ли можно найти другое животное, привычки и инстинкты которого претерпевают столь же сильные изменения в силу внешних воздействий, в частности, климата, места обитания, общения с различными людьми, как у данного вида двуногих. Мне самому приходилось видеть немало особей, принадлежавших к различным разновидностям рода «монах», которые были игривы и смирны, словно спаниели; таких зверьков охотно держали при себе дамы, в особенности пожилые. Мне случалось видеть и таких, что вследствие продолжительного общения с человеком сами стали весьма похожи на людей; если бы вы мысленно сняли с них рясы, дождались, когда их бритые макушки обрастут волосами, и убрали бы другие внешние признаки принадлежности их к этому роду, подробное описание и многочисленные изображения которых можно найти в последующем разделе, посвященном терминологии, вы непременно приняли бы их за представителей рода человеческого. При этом я должен сделать одно замечание, которое, как мне кажется, будет весьма полезным для моих современников: практически у всех разновидностей этого животного сильно развита способность к подражанию, и в этом отношении с ними не сравнится ни одна обезьяна. В самом деле, я знаю немало случаев, когда эти создания перенимали внешний облик человека так искусно, что вводили в заблуждение даже самых проницательных знатоков человеческой и монашеской природы; и нам легче представить, нежели описать изумление наблюдателя, который долгое время принимал монаха за представителя нашей расы, а затем в один прекрасный день, увидев его в рясе и со всеми атрибутами его вида, обнаруживал что тот, кого он столько времени считал человеком, оказался всего лишь переодетым монахом. Подобные метаморфозы день ото дня приобретают все большее распространение в нашей стране; и я хочу предостеречь своих читателей о том, что монах, скрывающий свою истинную природу, обычно делает это с дурными намерениями и в таких случаях подобен волку в овечьей шкуре.

Тем не менее, самцы и самки монахов, ошибочно принимаемые за людей, обычно выдают себя, когда со временем начинают все чаще проявлять свою монашескую сущность. Существует огромное количество признаков, по которым можно узнать монаха, и многообразие их настолько велико, что, попытайся я дать их подробное описание, эта книга достигла бы немыслимой толщины. Поэтому перечислю лишь самые важные: странные телодвижения, обычно называемые ритуалами, выполняемые в определенные часы; воздержание от некоторых видов пищи в определенные дни недели и по определенным числам; необъяснимое влечение к высоким и толстым стенам, окна в которых узки или закрыты витражами, потому что яркий дневной свет и свежий воздух противны монашеской природе и часто вызывают у монахов столь сильное отвращение, что многие представители этого рода скрываются под землей, дабы оградить себя от воздействия этих двух благотворных стихий, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека. Одним из наиболее характерных признаков, по которым можно распознать монаха под маской человека и которые часто свидетельствуют о том, что особь, их демонстрирующая, скоро возвратится к своему истинному облику, является сильная и часто выказываемая приверженность к монашеским привычкам, вкусам и вообще всему, что связано с их родом; а в первую очередь – горячее одобрение тех времен, когда мир был полон монахов и люди терпели от них немалый урон. Тем не менее, необходимо отметить, что существует множество мужчин и женщин, демонстрирующих обычные признаки, характерные для переодетых монахов в начальной стадии возврата к истинному облику, но невзирая на это остаются в первоначальном состоянии, не превращаясь в монахов. При этом многие из этих странных созданий, сохраняя человеческий облик и привычки, утрачивают способность к рассуждению, наличием которой наш вид отличается от других млекопитающих, и вместо того, чтобы повелевать низшими существами, сами становятся рабами монахов и, видимо, не имеют более иной цели своего существования помимо служения желаниям и прихотям этих опасных двуногих.

Мне приходилось наблюдать в некоторых людях любопытную борьбу между человеческой и монашеской сущностью, проявления которой были заметны как в их моральном, так и физическом облике, и по завершении которой они полностью возвращались в разумное состояние и освобождались от влияния монахов.

Из описанного выше следует, что открытие австрийского ученого, заключающееся в том, что монах представляет собой связующее звено между человеком и обезьяной, невзирая на его огромную важность для науки, нельзя считать заключительным шагом в исследовании цепи, соединяющей высокоорганизованные и примитивные существа, а честь закончить ее построение принадлежит вашему покорному слуге, который первым обнаружил еще одну промежуточную ступень между монахом и человеком, основные признаки которой были изложены выше. К сожалению, составить точное научное описание этого странного создания не представляется возможным, потому что оно, скорей всего, является лишь своего рода lusus naturae, и встречается крайне редко. Вероятно, оно представляет собой подвид либо человека, либо монаха; пока еще сложно принять решение о том, к которому из перечисленных выше родов следует его отнести.

Прославленный шотландский философ (лорд Монбоддо (1) торжественно заявил, что человек - это все го лишь обезьяна, утратившая хвост; а я могу без ложной скромности сообщить, что, вдохновленный гением местности (я пишу эти строки в Эдинбурге), сумел значительно развить эту оригинальную теорию, установив, что человек – это монах, утративший свою рясу; об истинности теории лорда Монбоддо свидетельствует неоспоримый факт: без сомнения, многим приходилось видеть бесхвостых обезьян в человеческом платье, поэтому в пользу моего дополнения к этой теории, как я полагаю, говорит не менее сильный и убедительный довод: многие монахи, не носящие рясы, появляются на людях точно в таком же обличье, как упомянутые выше бесхвостые обезьяны. Если вам нужно дополнительное подтверждение истинности этой теории, попробуйте сами подумать о том, насколько часто даже у самых развитых организаций людей можно заметить отдельные черты обезьян или монахов. (2)

Для рода «монах» характерна одна особенность, присущая многим видам хищных животных – таким, как медведь, волк или лисица etc – с единственным отличием, заключающемся в том, что у этих видов четвероногих данная особенность наблюдается у каждого отдельно взятого животного, а у монахов присутствует только в виде характеристики этого многообразного рода в целом. Эта особенность состоит в том, что создания эти, пока молоды и, следовательно, малы и слабы, бывают совершенно безвредны, а порой даже забавны, но по мере того, как взрослеют и вступают в силу, становятся все более злобными и опасными. Пойманные человеком детеныши медведя, волка и лисицы легко приручаются и позволяют играть с собой; но как только эти младенцы подрастают, их кровожадные инстинкты начинают развиваться вместе с возрастающими силами: они стремятся вырваться на волю, пытаются укусить или расцарапать руку, питающую их. И эта особенность, общая для всех хищных зверей, проявляется среди монахов следующим образом: пока они малочисленны, а доходы их малы и, следовательно, сила их невелика, вы не найдете более покладистых, добродушных, мирных и сговорчивых созданий, чем монахи; в такие времена они пользуются любовью людей, в местах обитания которых устраивают свои логова или, как они их называют, монастыри. Но как только число их увеличивается, а богатства накапливаются и как только вследствие этих благоприятных обстоятельств сила их возрастает, хищнические инстинкты монахов начинают стремительно развиваться, и эти мирные и безвредные создания утрачивают былую деликатность, начинают вмешиваться в домашние дела окрестных семейств, забирают все большую власть и наконец принимаются жесточайшим образом преследовать всех, кто не согласится стать их покорным рабом, кормить их плодами своих трудов, перестать мыслить и отдать своих жен и дочерей в распоряжение облаченных в рясы наставников. Любое несогласие с перечисленными выше требованиями на монашеском языке называется ересью, а люди, обвиняемые в ней, подвергаются опасности быть разорванными на части этими жадными до денег и власти созданиями. Кровожадные инстинкты этих животных, пробужденные запахом ереси, оказываются настолько сильны, что часто проявляются еще до того, как появится возможность их удовлетворить; возможно, так и было задумано мудрой природой, для того чтобы предполагаемая жертва могла выиграть время и избежать клыков своих преследователей. О том, насколько силен этот инстинкт, неоспоримо свидетельствуют призывы пролить кровь еретиков, которые в последнее время стали появляться в газетах, издаваемых монахами во Франции и даже в нашей стране; к несчастью, эти животные овладели не только речью, но и грамотой. Поэтому я должен предостеречь своих читателей, не принимающих всерьез этих двуногих из-за их относительной малочисленности и небольшого влияния в нашей стране, ибо вскоре они могут на собственном горьком опыте убедиться, что, едва монахи обретут прочное положение в стране, их численность начинает расти с невероятной скоростью, они заполняют всю страну своими логовами или монастырями, и начинают плодиться, как кролики – причиняя при этом гораздо больший ущерб стране, чем эти маленькие зверьки полям и садам; при том, что даже самый маленький зверек, если его убить, отчасти возместит ущерб своим мясом и шкуркой, а самый крупный монах после смерти оказывается полезен лишь в отрицательном смысле, например, тем, что больше не может приносить вред, потому что мясо монахов, каким бы жирным оно ни было, употребляют в пищу только некоторые обитатели тихоокеанских островов. Да и то, с тех пор, как Новая Зеландия признала верховную власть нашей королевы, на пирах, устраиваемых местной аристократией в этом отдаленном уголке британских владений, едва ли удастся найти хотя бы тоненький ломтик горячего или холодного монашьего окорока; правда, если верить одному авторитетному и ученому литературному критику, окорока, очень похожие на вышеупомянутые, являются непременным пунктом меню всякого уважающего себя новозеландского вождя.

Если бы я попытался подробно описать все ужасы, которые неизбежно происходят в тех странах, которые имели несчастье претерпеть нашествие этих вредных животных, такое исследование заняло бы не один том. Более того, в нашей стране уже начинают осознавать реальность этой опасности; и я с удовольствием вижу, что даже правительство обратило внимание на эту важную проблему, о чем свидетельствует королевская декларация, изданная 15 июня 1852 г., целью которой было оградить главные улицы городов и другие общественные места от нашествия многочисленных видов и подвидов монашеского рода. Однако неопытному глазу трудно распознать истинного представителя этого класса млекопитающих среди всего многообразия двуногих, со всего света стекающихся в столицу и крупные торговые города нашей страны. По этой причине я настоятельно рекомендую обратить самое пристальное внимание на эту книгу всем мировым судьям, констеблям, а также магистратам и всем должностным лицам, на которые возложена обязанность осуществлять изложенные в вышеупомянутой королевской декларации распоряжения по поводу сохранения общественного порядка и защиты душевной и телесной безопасности подданных ее величества, подвергающихся серьезной опасности со стороны животных, против которых была направлена эта королевская декларация. Я заверяю их в том, что они, как следует изучив эту книгу и уделив особое внимание разделу научной терминологии, в котором имеются превосходные иллюстрации, тщательно срисованные с натуры, смогут сделать самые удивительные открытия, с легкостью распознавая монахов, как тех, инстинкты которых находятся в зачаточном состоянии, так и тех, что демонстрируют ярко выраженные признаки своего вида, даже в таких местах, где меньше всего ожидали с ними столкнуться. Таким образом во многих случаях они смогут принести неоценимую пользу своим собратьям-людям и, в частности, своим соотечественникам, своевременно обнаруживая опасность и спасая множество людей и целые семьи от когтей хитрых и злобных млекопитающих, описанных в данной работе.

Примечания:
(1) - Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо (1714 – 1799) – шотландский юрист, философ, лингвист и антрополог. Был одним из первых ученых – сторонников теории эволюции и естественного отбора. Друг Роберта Бернса, посвятившего его дочери «Элегию мисс Бернетт Монбоддо». Жил в Эдинбурге.

(2) - Примечание Красинского: Я искренне надеюсь, что автор «Следов естественной истории творения» (The Vestiges of the Natural History of Creation), когда ему случится упомянуть огромные заслуги автора этой работы в деле создания теории постепенного развития (а я, как я уже писал на странице 4, хотел бы, чтобы он непременно написал об этом в следующем издании своей книги), не забудет прибавить несколько слов и о моем вкладе в создание теории, которую он защищает с таким успехом.

Tags: "Монахология", Переводы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments